Бакалавриат социальная работа

Область профессиональной деятельности бакалавров

  • государственная служба занятости;
  • государственная служба медико-социальной экспертизы;
  • миграционная служба;
  • предприятия, фирмы (государствен­ные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйствен­ные);
  • силовые структуры;
  • система здравоохранения и психо­логическая помощь;
  • система образования и социально-педагогическая помощь;
  • система пенсионного обеспечения;
  • система социального обслуживания;
  • система социального страхования;
  • система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

Дисциплины профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению «Социальная работа»

  • История социальной работы;
  • Теория социальной работы;
  • Правовое обеспечение социальной работы;
  • Экономические основы социальной работы;
  • Технология социальной работы;
  • Основы социальной медицины;
  • Психология социальной работы;
  • Социальная педагогика;
  • Социология;
  • Социальная экология;
  • Социальная статистика;
  • Социальная политика;
  • Социальная информатика;
  • Профессионально-этические основы социальной работы;
  • Организация, управление и администрирование в социальной работе;
  • Конфликтология;
  • Методика исследований в социальной работе;
  • Современные теории социального благополучия;
  • Безопасность жизнедеятельности;
  • Оценка качества социальных услуг;
  • Деонтология социальной работы.

Объекты профессиональной деятельности бакалавров

  • отдельные лица, семьи, группы населения и общно­сти, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защи­те и социальном обслуживании;
  • коллективы учреждений социальной сферы;
  • общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);
  • специалисты и подразделения учреждений, органи­заций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пен­сионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;
  • социально ориентированный бизнес.

Виды профессиональной деятельности бакалавров

  • социально-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • исследовательская;
  • социально-проектная.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

  • Социально-технологическая
  • разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
  • личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;
  • осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
  • педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях.
  • Исследовательская
  • изучение особенностей поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
  • анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
  • диагностика и прогнозирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения;
  • осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности.
  • Организационно-управленческая
  • самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;
  • разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;
  • содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи.
  • Социально-проектная
  • участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;
  • участие в проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;
  • участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;
  • участие в работе по решению проблемы трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

Профессиональные компетенции (ПК) бакалавра по направлению «Социальная работа»

  • Социально-технологические:
  • 1. быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особеннос­ти современного сочетания глобального, нацио­нального и регионального, специфику социокуль­турного развития общества (ПК-1);
  • 2. быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социаль­ной защиты слабых слоев населения, медико-соци­альной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);
  • 3. быть готовым к посреднической, социаль­но-профилактической, консультационной и соци­ально-психологической деятельности по пробле­мам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);
  • 4. быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
  • 5. быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в соци­альных организациях и службах (ПК-5);
  • 6. быть способным к инновационной дея­тельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и об­щественной жизни (ПК-б);
  • 7. быть готовым решать проблемы клиента пу­тем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психи­ческих и социальных ресурсов клиента (ПК-7);
  • 8. быть готовым к предупреждению и про­филактике личной профессиональной деформа­ции, профессиональной усталости, профессио­нального «выгорания» (ПК-8);
  • 9. быть способным целенаправленно и эф­фективно реализовывать современные техноло­гии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-со­циальной помощи населению (ПК-9);
  • 10. быть способным осуществлять оценку каче­ства социальных услуг на основе достижений совре­менной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);
  • 11. быть способным к компетентному исполь­зованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);
  • 12. быть готовым соблюдать профессиональ­но-этические требования в процессе осуществле­ния профессиональной деятельности (ПК-12).
  • Исследовательские:
  • 1. быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, пове­дения в социальной сфере различных националь­но-этнических и половозрастных, а также социаль­но-классовых групп (ПК-13);
  • 2. владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия предста­вителей различных общественных групп (ПК-14);
  • 3. быть способным выявлять, формулиро­вать и разрешать проблемы в сфере психосоци­альной, структурной и комплексно ориентирован­ной социальной работы, медико-социальной по­мощи (ПК-15);
  • 4. быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследователь­ских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-1 б);
  • 5. быть готовым к систематическому исполь­зованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности соци­альных работников, профессиональной поддерж­ки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и со­циального здоровья (ПК-17);
  • 6. быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов на­учных исследований (ПК-18);
  • 7. быть готовым представлять результаты ис­следования в формах отчетов, рефератов, публи­каций и публичных обсуждений (ПК-19);
  • 8. быть способным к осуществлению прогно­зирования, проектирования, моделирования и эк­спертной оценки социальных процессов и явле­ний в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной рабо­ты, медико-социальной помощи (ПК-20);
  • 9. быть способным к участию в работе науч­ных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социаль­ного благополучия (ПК-21).

Общекультурные компетенции (ОК) бакалавра по направлению «Социальная работа»

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • быть готовым к сотрудничеству с коллега­ми, работе в коллективе (ОК-3);
  • быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуаци­ях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);
  • уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
  • стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
  • уметь критически оценивать свои досто­инства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недо­статков (ОК-7);
  • осознавать социальную значимость своей бу­дущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  • использовать основные положения и ме­тоды социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональ­ных задач (ОК-9);
  • использовать в профессиональной деятель­ности основные законы естественнонаучных дисцип­лин, в том числе медицины, применять методы мате­матического анализа и моделирования, теоретическо­го и экспериментального исследования (ОК-10);
  • понимать сущность и значение информа­ции в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возника­ющие в этом процессе, соблюдать основные тре­бования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки ин­формации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  • владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
  • владеть основными методами медико-со­циальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных послед­ствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
  • владеть средствами самостоятельного, ме­тодически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня фи­зической подготовленности для обеспечения пол­ноценной социальной и профессиональной дея­тельности (ОК-16);
  • быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, националь­ного и регионального в развитии социальной сфе­ры и управления, культуры общественной, госу­дарственной и личной жизни (ОК-17);
  • владеть способностью понимать и исполь­зовать в профессиональной и общественной дея­тельности современное сочетание инновационно­го и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетическо-го и актуально-сетевого, технологического и фено­менологического (ОК-18);
  • быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для фор­мирования и эффективного использования соци-оинженерных и социально-технологических прак­тик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
  • быть готовым к эффективному примене­нию психолого-педагогических знаний для реше­ния задач общественного, национально-государ­ственного и личностного развития, проблем соци­ального благополучия (ОК-20).